О причинах экстремизма и способах борьбы с этим явлением говорили сегодня, 22 июля, в пресс-центре МИА «Россия сегодня». Обсудить проблему были приглашены руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов, руководитель Международной исламской миссии муфтий Шафиг Пшихачев и кавказовед Алексей Захаров. 

По мнению историка, понятия экстремизма и терроризма на сегодняшний день являются трендовыми и существуют в системе общественного сознания как понятия, которые воспринимаются через общественное действие и движение.

«Когда общество перестает говорить об экстремизме и терроризме, к ним и внимание становится слабым и постепенно угасает. Нужно понимать, что терроризмом будет считаться то действие, которое нацелено на серьезное обсуждение и пропаганду. Тот же подход и в экстремизме. Это фактор, определяющий развитие этих двух понятий в общественном сознании. С психологической точки зрения экстремизм является крайней точкой протестного проявления. Его главное отличие в том, что экстремизм не понимает и не принимает любой другой точки зрения кроме той, которая высказывается», - рассказал Захаров. 

Он также отметил, что главная опасность экстремизма в том, что он исключает возможность диалога и компромисса и не ищет пути решения проблемы, которая и привела к таким крайним взглядам.

0

Кавказовед Алексей Захаров 

 

О понимании обществом слова «экстремизм» высказался Аликбер Аликберов. По его мнению, точного определения этого слова, кроме правового, нет, и главное - что люди вкладывают в него.

«Экстремизм по семантике этого слова, по происхождению означает крайность взглядов, будь то политические, социальные, религиозные и какие-либо другие. Только надо понимать, что это не только крайность убеждений, но еще и действий. Очень важно отличать эти две парадигмы. Есть идея, из которой складывается идеология, а есть действия, предпринимаемые, чтобы та или иная идеология себя реализовала», - уточнил эксперт. 

По его словам, невысказанная идея - это индивидуальное дело каждого, так же как вера и религия.

«Вера существует внутри человека, а когда она становится социальным институтом, вера превращается в религию. Так же и высказанная идея превращается в идеологию», - сказал Аликберов.

Эксперт подчеркнул, что идеология может «крепко стоять на ногах» только благодаря определенным действиям. Именно таким путем экстремизм порождает терроризм, когда идеология становится руководством к действию.

«Однозначных рецептов борьбы с экстремизмом нет, иначе он давно был бы побежден, но есть выработанные человечеством идеи и механизмы, какие-то представления, которые следует последовательно реализовывать, и в первую очередь в сфере образования», - отметил эксперт.

0

Руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья

Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов 

 

Экстремизм, по словам Аликберова, - это протест против существующей системы и устоявшихся традиций. Он актуализируется, когда происходят большие и серьезные общественные трансформации, меняются ценностные ориентации и старые традиции перестают удовлетворять общество. С мусульманским экстремизмом надо бороться посредством исламского образования, с гражданским и этническим - путем преодоления противоречий в этнической и межконфессиональной плоскостях.

«Когда есть общая задача, общая цель и модель, которая успешно реализуется, это ведет к консолидации общества. Может быть, это не поможет полностью победить экстремизм, потому что никогда люди не будут одинаковыми, но так мы сможем приблизиться к гармоничному обществу», - заключил Аликберов.

О борьбе с экстремизмом посредством образования и просвещения говорил также и муфтий Шафиг Пшихачев. По его словам, экстремизм распространяется под мусульманским лозунгом, и это является только политической разработкой, которую пропагандируют и распространяют определенные страны.

«Я недавно обнаружил, что мы много говорим об исламском воспитании, но не занимаемся им. Последние 15 лет мы оправдываемся, что мы не ваххабиты, мы традиционалисты и вообще нормальные мусульмане. Поэтому  я и утверждаю, что нездоровая идеология была навязана с тем, чтобы мы внутри мусульманской уммы в России не развивали воспитательную систему, а оправдывались, что мы не бандиты. Поэтому  мы должны заниматься просвещением. Нормы исламского воспитания общеприняты, но мы даем конкретную ссылку на Коран.  Суть  этого воспитания проста: быть человечным», - заключил Пшихачев.

 

0

Руководитель Международной исламской миссии муфтий Шафиг Пшихачев

 

Полная версия: http://pressria.ru/pressclub/20140722/949409954.html