На круглом столе, прошедшем в РИА Новости, обсуждали вопрос, каким должен быть единый учебник истории. Была поднята тема, какими ценностными ориентирами школьного исторического образования должен обладать ученик среднего общеобразовательного учреждения, и образование какого уровня предлагается ученику рабочей группой, работающей над созданием учебника по истории.

Сопредседатель национальной родительской организации Елена Третьякова рассказала о том, какой путь был пройден при создании единого учебника по истории.

19 февраля 2013 года Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям выступил с предложением о введении единого учебника по истории России, который будет рассчитан на разные возрастные категории, предназначен для единой системы преподавания.

5 апреля 2013 года была создана рабочая группа по разработке концепции нового учебно-методического комплекса по истории России. В состав рабочей группы вошли 34 человека. В их числе были такие известные политики, как Сергей Нарышкин, Дмитрий Ливанов, Владимир Мединский, и другие политические, научные и общественные деятели.

На расширенном заседании президиума Российского исторического общества, проходившем под председательством Сергея Нарышкина, был рассмотрен вопрос о концептуальном подходе в подготовке нового поколения учебников по истории России для средних учебных заведений.

Под руководством ведущих историков современности был разработан историко-культурный стандарт. Он был утвержден рабочей группой по подготовке концепции нового учебного методического комплекса.

1 июля 2013 года историко-культурный стандарт был опубликован в сети Интернет для широкого общественного обсуждения.

###

За три месяца общественного обсуждения в адрес авторов проекта поступило более 600 отзывов и предложений. Участники обсуждения сфокусировали свое внимание на четырех основных аспектах проекта:

- концептуальные основы историко-культурного стандарта;

- организационные и нормативно-правовые вопросы, связанные с реализацией стандарта;

- методическая составляющая проекта;

- принцип отбора и компоновки фактического материала.

Разработчики получили большинство отзывов по содержанию стандарта относительно тем, связанных с историей XX века. Поступило немало откликов, содержащих критические замечания и конструктивные предложения, которые были учтены рабочей группой при разработке стандартов.

28 августа в Институте всеобщей истории РАН группа по подготовке нового учебно-методического комплекса  по отечественной истории провела совещание с авторами существующих школьных учебников. Экспертное совещание открыло новый цикл работы над проектом историко-культурного стандарта, в рамках которого было запланировано проведение серии очень серьезных обсуждений.

Так, 5 сентября в Институте российской истории РАН прошел круглый стол по дискуссионным проблемам советской и постсоветской истории.

В обсуждениях приняли участие специалисты по российской истории XX века из ведущих учебных заведений и образовательных учреждений, таких как МГИМО, МГУ, Института российской истории РАН, РГГУ и многих других.

В результате напряженных дискуссий участникам удалось достичь согласия по ряду принципиальных вопросов, касающихся периодизации истории XX века, терминологии ключевых подходов при освещении новейших вопросов.

25 сентября состоялось расширенное заседание бюро отделения историко-филологических наук РАН. В рамках заседания был рассмотрен доработанный в соответствии с поступившими материалами историко-культурный стандарт. Также представлен проект нового учебно-методического комплекса по отечественной истории России.

В октябре прошло немало обсуждений по данному вопросу, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, а также со многими лицами, имеющими непосредственное отношение к истории.

Ответственный секретарь Российского исторического общества Андрей Петров от лица разработчиков проекта выделил три важных момента проекта книги.

«Мы с вами являемся свидетелями первого в истории России проекта, который является попыткой достижения общегражданского согласия по основным историческим вопросам нашего прошлого. Предлагались не только конструктивные предложения, но также выявлялись и изъяны в этой концепции. У ученых часто возникали претензии к некоторым формулировкам, которые содержатся сейчас в концепции.

В нашем обществе есть разделение по целому ряду ключевых исторических моментов. Этот проект мало того что не совершенен, но он очень важен для нашей страны, потому как имеет позитивное значение для нашего гражданского общества в целом.

Второй важный и определяющий момент, связанный с этим проектом, состоит в том, что мы предлагаем этим стандартом некоторые условия, которые в случае реализации потребуют от школы, учеников, семьи и авторов учебника некоторого пересмотра отношений к историческому прошлому страны».

###

Также Петров сказал о том, что в сторону рабочей группы посыпался шквал упреков в связи с тем, что в проект не было введено ничего нового, как с методической, так и с научной точки зрения. Андрей Петров прокомментировал этот момент:

«Если рассмотреть в совокупности эти предложения и представить то, как это будет работать на практике, то мы увидим, что учебник истории в нынешней школе, да и в нашей с вами жизни не играет определяющей роли. Мы обозначили его как навигатор, который распределяет внимание читателя между различными ресурсами», - заявил Петров.

На протяжении всей работы над учебником истории участники группы не раз встречались как с детскими писателями, так и с программистами.

«Мы считаем, что над пособием должны работать писатели, которые умеют сформулировать сложную мысль в одной строчке емкими образными выражениями. К работе были привлечены программисты, методисты и учителя», - рассказал журналистам Андрей Петров.

На круглом столе Петров затронул важный момент для исторической культуры страны, которая, как он считает, нуждается в необходимой разработке: возрождение семейной истории.

«Сегодняшнее поколение молодых людей знает своих бабушек и дедушек с двух сторон, но в вопросе, кто у них прабабушка и прадедушка, уже путаются. Чуть ли не самая главная задача нашей с вами исторической культуры - это возрождение семейной памяти», - сказал Петров.

Участниками расширенного круглого стали представители лишь нескольких субъектов РФ - семь регионов. Все они наряду с историками, учителями и разработчиками проекта вносили свои предложения по тому, каким должен быть единый учебник истории. Так, представитель из Костромской области сказала, что детей в первую очередь нужно заинтересовать историей: «Детей нужно заинтересовать, научить мыслить. Наши дети должны научиться управлять государством, в котором мы живем».

В связи с недавними проблемами, возникшими перед выпускниками в ходе сдачи ЕГЭ, когда они сталкивались с вопросами, которых в курсе истории нет, было предложено вводить рациональные решения, чтобы тесты ЕГЭ соответствовали тому материалу, который будет представлен в учебнике по истории.

«Было бы очень интересно, если бы наши учебники были поддержаны электронными пособиями и хрестоматийными материалами, которые служили бы дополнением к учебнику истории и по которым дети могли бы заниматься во внеурочное время», - предложила представитель из Костромской области, заслуженный учитель России Елена Денисычева.

Также Еленой Валентиновной были озвучены такие предложения и пожелания, как:

- наличие в учебниках истории этнокультурного компонента, чтобы история страны изучалась через историю регионов;

- усиление акцента в школьном плане истории на многонациональном и поликонфессиональном составе России;

- разработка перечня сквозных исторических сюжетов для каждого региона РФ, основанного на балансе между историей государства, общества и отдельных людей.

###

Ректор Московского государственного областного социально-гуманитарного института Алексей Мазуров считает, что в новом созданном учебнике основное место должна занимать тема героев России.

«Помимо того что книга должна быть красиво оформленной и содержащей богатый визуальный ряд, который позволил бы ученику знать героев страны в лицо, также нужно как можно более глубже знакомить учеников с теми героями, имена которых являются ключевыми в истории России. В истории очень важно знать факты, но в ней не менее важный момент - личностно-эмоциональное отношение», - сказал Мазуров.

Также Алексей Мазуров предложил ввести чуть ли не отдельным разделом курс рассказов о героях России в виде ярких и легких рассказов.

«Ведь все воспитание зиждется на образце», - отметил Мазуров.

Представитель национальной родительской организации Тульской области сказала, что в учебно-методическом комплексе не сказано ничего об интеллигенции и буржуазии, в то время как буржуазия стала самой важной вехой в истории России.

Также на круглом столе отметили важным пунктом возвращение к линейной системе преподавания истории.

Представитель из Тульской области считает, что переход к линейной системе преподавания будет оправданным: «Линейная система преподавания - это поэтапное изучение истории России в хронологической последовательности, распределенная по возрастной категории с 6-го по 11-й класс».

Этот переход поможет в другой не менее важной проблеме, которую также затронул представитель национальной родительской организации Тульской области.

«Необходимо дополнить историко-культурный стандарт школьного образования аналогичным стандартом среднего специального образования, чтобы при переходе на линейную систему ученики, ушедшие из школы, или же после 9-го класса не были лишены возможности изучать историю XX - начала XXI века», - считает делегат из Тульской области.

В завершение круглого стола сопредседатель Национальной родительской ассоциации, заместитель председателя Госдумы РФ Людмила Швецова сказала, что историко-культурный стандарт школьного образования должен стать центром консолидации всех нас.

«Этот учебник должен быть навигатором не только для учеников, но и для учителей и родителей. Этот учебник должен давать человеку возможность ориентироваться в огромном мире знаний о истории», - считает Швецова.

Также Людмила Швецова, возглавляющая ещё одну организацию - «Всероссийское общество знаний», решила подарить одну из программ разработчикам учебника истории России.

«Нашу программу - проект "Любить Россию через знания" - хочу подарить новому учебнику по истории. Ведь любить Россию можно лишь только потому, что мы здесь родились и являемся ее гражданами и патриотами. Всем нам важно знать историю своей страны, а потому, думаю, подаренный нами проект поможет в изучении непростой истории России», - сказала Людмила Швецова.

В заключение ответственный секретарь Российского исторического общества Андрей Петров сказал, что в ближайшее время ожидаются процедуры создания методического комплекса учебника истории, далее его апробации, а уже потом внедрение.

Корреспондентами портала "Россия для всех" был подготовлен целый сюжет на аналогичную тему. О том, каким, по мнению видных деятелей северокавказских республик, должен быть новый учебник по истории, читайте далее>>