— Где и как начался твой творческий путь?

— Все началось  в Руспублике Адыгея.  А точнее, в ауле Тахтамукай, который находится под Краснодаром. Там я вырос. Еще со школьной скамьи я  писал стихи, но прятал их под партой — боялся, что одноклассники не поймут или засмеют.  Потом это все прекратилось. Я посвятил себя краеведению, этнографии. Закончил  исторический факультет Адыгейского государственного  университета.

Сегодня тружусь я в культуре, и часто бывают мероприятия, непосредственно связанные с памятными датами. И тут мое историческое образование очень помогает.

— Ты пишешь в стихах, в прозе, кроме этого занимаешься музыкой, общественной деятельностью. Как в одном человеке уживается столько граней?

— Если честно, сам не понимаю.  Мне часто говорят, что я мог бы  направить всю свою энергию в одно русло, чтобы добиться больших успехов. Но в силу своей многогранности я, наверное, не смогу. Жаль, что не смогу прожить лет 500, чтобы все успеть.

Отношение к себе как к писателю пришло случайно.  Я писал сначала для себя, потом стал собирать произведения.  В 2016-м вышел мой первый сборник. Я назвал его Obliviate, что значит «забвение».

Позже издавался в разных литературных изданиях. Когда мне пришло приглашение вступить в Российский союз писателей, я его с удовольствием принял. Также пишу в прозе про события, к которым причастен как актер, организатор или зритель. Как правило, это бывают отзывы. Кстати,   часто хожу в театр, особенно люблю национальный театр Республики Адыгея.

Работа в культуре началась с должности художественного руководителя культурно-досугового центра  поселка Энем. Позже  меня пригласили работать и в районный дворец культуры. Туда я пришел как автор-исполнитель, певец эстрады и начал очень тесно работать с народным ансамблем адыгских музыкальных инструментов «Удж». В этом году им исполняется 25 лет.

Этого всего мало. Мне хочется большего. Часто посещаю перформансы, выставки. Очень люблю картинные галереи.  Даже некоторое время ходил в художественную школу в сознательном возрасте.

— Откуда такая тяга к творчеству?

— Это, скорее, с отцовской стороны.  Вся наша семья довольно музыкальная. Дед пел обрядовые песни, играл на национальном инструменте — шичепшине. Тетя играла на гармони, часто играла на свадьбах. Старший брат отца писал стихи и поэмы, но его рукописи, к сожалению, не сохранились, ведь дело было во время Великой Отечественной войны. С фронта дядя так и не вернулся — погиб в Сталинградской битве.

Но для всех в семье искусство было чем-то вроде хобби. Я пока единственный, кто посвятил этому карьеру.

— Согласен ли ты с тем, что народная музыка снова набирает популярность?

—  Да. В первую очередь возрастает интерес к изучению родного языка. Чтобы новое поколение могло пронести  сквозь историческую память свою культуру, важно говорить на языке, петь песни.
Но помимо возрождения культуры,  перепевок очень важно, чтобы сегодня писалось что-то новое на этом языке.
Сейчас у нас есть в работе с коллегами этнический проект, в рамках которого происходит интеграция традиционной и современной культуры. Это вокально-хореографическая постановка с элементами театра.
И я за то, чтобы у каждого народа был национальный проект, направленный на популяризацию среди своего народа и интеграцию с разными культурами. Речь  идет не о поглощении, а именно о знакомстве.

Я бы с удовольствием проголосовал за то, чтобы в школах ввели отдельный предмет, посвященный истории народов России. Наша страна — одно большое общество, которое состоит из многих звеньев.

Очень важно изучать историю разных народов, хотя бы иметь представление о них, чтобы выстраивать единое арт-полотно в рамках глобальной культуры.  Но, к сожалению, этого сегодня нет.

Интерес должен быть. Когда я вижу комментарии от представителей разных народов о том, что им хочется знакомиться с культурой соседей, это дает дополнительный стимул.

— 10 апреля состоится концерт. Что там ждет зрителей?

— Основная часть — вокально-хореографическая постановка с элементами театра. В фойе параллельно будет проходить выставка,  в ходе которой можно ознакомиться с предметами искусства, чтобы можно было примерить, потрогать, побыть частью этой выставки. 
После представления пройдет мероприятие землячества в формате адыгэ джэгу, чтобы молодежь могла пообщаться и потанцевать.
Привлечь в зал и на выставку хочется людей абсолютно разных национальностей,  разных этносов.
Мы уже возили этот проект, показывали в разных городах в КЧР, КБР, Турции, в Краснодарской филармонии, Сочи и, конечно,  родной Адыгее.

Беседовала Инна Мурга