На главную
Рады всем:
история многонациональной
Москвы
Практически с самого основания Москва влекла людей из других городов и государств. Здесь можно было найти работу, дом, защиту от беззакония, сбыть и приобрести различные товары.

Князья, бояре и монастыри стремились привлечь как можно больше трудолюбивых ремесленников в город. Развитию Москвы способствовали компактные поселения горожан. Слободы, например, появлялись по профессиональной деятельности. Ремесленники селились вместе: кузнецы - с кузнецами, кожевенники - с кожевенниками. Обитателям слобод давались особые привилегии, в частности освобождение от налогов. Считается, что слово «слобода» имеет синоним - «свобода».

Были в Москве и национальные слободы. И по сей день, листая путеводитель по городу с названиями улиц, можно встретить отголоски татарских, белорусских, грузинских, армянских, малороссийских и других поселений

Карта Татарской слободы
Карта Татарской слободы ©РИА Новости
Татарская слобода – Ордынка – Толмачи

Татарская слобода в далеком XIV веке задала своего рода тренд появления в Москве этнических поселений. Именно эта слобода стала одной из первых, где компактно селились иноземцы, прибывшие в город издалека.

Татарская слобода располагалась в Замоскворечье в районе современных улиц Большой Татарской и Пятницкой. Жили здесь выходцы из Золотой Орды и поволжских татарских княжеств. Район был выбран татарами не случайно, ведь именно здесь проходил путь в Золотую Орду, о чём красноречиво говорит название улицы Ордынки. Улица, известная каждому москвичу, в те времена была куда длиннее, чем сейчас.

Татарская слобода упоминается в источниках, относящихся к началу XVII века (1619 год), и название это сохранялось вплоть до XX века. В XVII веке к Татарской примыкала Толмацкая слобода, где жили переводчики-толмачи, по занятию которых квартал называли - Толмачи и Старые Толмачи. Большинство толмачей были крымскими татарами, участвовавшими в переговорах между Москвой и Крымом. Все они жили в одной слободе, о которой напоминают современные Толмачёвские переулки вблизи метро «Новокузнецкая».

Карта ТолмачейСлева: Вид на Большой Толмачевский переулокСправа: Карта Томлачей; слева: Вид на Большой Толмачевский переулок
Справа: Карта Томлачей; слева: Вид на Большой Толмачевский переулок ©РИА Новости.

На рубеже XVIII-XIX веков во дворе одного из таких толмачей (точнее, на тот момент их уже называли переводчиками Иностранной коллегии), князя Суламита-мурзы Симинея, существовала мечеть, здание которой сгорело при пожаре 1812 года. В 1823 году московские власти разрешили построить молитвенный дом во владении замоскворецкого купца Назарбая Хашалова при условии, чтобы он «не назывался бы мечетью...» и «...будучи обыкновенного с прочими домами, не имел снаружи ни малейшего признака мечети». И только в 1880 году татарская община наконец добилась разрешения на строительство полноценной мечети с минаретом и куполом на месте прежней, не сохранившейся.

В 1939 году мечеть была закрыта, а минарет - разрушен, после чего в здании мечети располагались то военкомат, то всевозможные мастерские. В 1993 году минарет восстановили, и старейшая московская мечеть, получившая название Исторической, вновь стала действующей

Слева: Историческая мечеть с минаретом; справа: Татарский культурный центрСлева: Историческая мечеть с минаретом; справа: Татарский культурный центрСлева: Историческая мечеть с минаретом; справа: Татарский культурный центр
Слева: Историческая мечеть с минаретом; справа: Татарский культурный центр ©РИА Новости. Маклакова Юлия

С замоскворецкими татарами также связано название современной улицы Балчуг. Дело в том, что татары активно участвовали в торговой жизни Москвы, центрами которой были районы Охотного Ряда и Китай-города. Но, чтобы добраться до этих мест, татарам нужно было перейти через Москву-реку, а это можно было сделать в районе Кремля, где река была мелководной, больше похожей на болото. Именно этот брод татары называли «балчех», или «балчых», что означало грязь, топкое место, болото. После за проложенной в этом месте улицей и закрепилось название Балчуг.

Балчугом называется и весь остров, образовавшийся при прокладке Водоотводного канала. Однако местные жители этот топоним употребляют крайне редко, в разговорах его обычно называют просто «остров» или «Болотный», в честь одноимённой прилегающей площади

Ещё одно поселение, название которого корнями уходит в Золотую Орду, тоже образовалось во второй половине XIV века, но находится совсем в другом районе Москвы. При великом князе Дмитрии Донском из Золотой Орды (а времена тогда в Улусе Джучи были неспокойные, за 20 лет на золотоордынском престоле сменилось более 25 ханов) выехал царевич Серкиз (или Черкиз). В Москве царевич крестился, получил имя Ивана Серкизова (Черкизова) и обзавелся обширными земельными владениями - то ли купленными на вывезенные из Орды богатства, то ли пожалованными князем, - в числе которых оказалось и одно подмосковное село, впоследствии названное Черкизово.

Карта Армянского переулка
Карта Армянского переулка ©РИА Новости
Армянский переулок

Армяне появились в Москве не по какому-то странному стечению обстоятельств: их переезд в столицу был обустроен на государственном уровне. Сам Иван Грозный издал указ о приглашении армян в Москву. В XIV веке они селились в районах Белого города, в окрестностях разрушенной в 1938 году церкви Николы в Столпах. А в середине XVIII века в русскую столицу перебралась богатая армянская семья Лазаревых (Егизарянов), на средства которой в переулке, тянувшемся от Мясницкой до Маросейки, была возведена церковь Воздвижения Креста Господня.

И небольшой переулок, в окрестностях которого уже несколько веков селились армяне и прежде именовавшийся то Артамоновым, то Никольским, то Столповским, стал называться Армянским. Кроме Крестовоздвиженской церкви на средства армянских меценатов был также устроен Лазаревский институт. Сегодня в его здании помещается посольство Республики Армения в России.

С Армянским переулком тесно связано имя известнейшего литератора Фёдора Тютчева

В 1810 году Тютчевы продали унаследованный дом, который стал тесен для большого семейства, и купили новый в Армянском переулке. Впрочем, современники вспоминают, что домом это можно было называть весьма условно, усадьба скорее напоминала дворец. В доме в Армянском переулке прошла большая часть детства и отрочества Фёдора Тютчева, здесь он написал первые стихи и сделал первые переводы римских классиков.

Слева сверху: Посольство Республики Армения в Российской Федерации; слева внизу: усадьба Гагариных-Тютчевых в Армянском переулке и во дворе усадьбы – бюст-памятник Федору Тютчеву; справа: портрет Федора Тютчева работы С.Александровского (1876)Слева сверху: Посольство Республики Армения в Российской Федерации; слева внизу: усадьба Гагариных-Тютчевых в Армянском переулке и во дворе усадьбы – бюст-памятник Федору Тютчеву; справа: портрет Федора Тютчева работы С.Александровского (1876)Слева сверху: Посольство Республики Армения в Российской Федерации; слева внизу: усадьба Гагариных-Тютчевых в Армянском переулке и во дворе усадьбы – бюст-памятник Федору Тютчеву; справа: портрет Федора Тютчева работы С.Александровского (1876)
Слева сверху: Посольство Республики Армения в Российской Федерации; слева внизу: усадьба Гагариных-Тютчевых в Армянском переулке и во дворе усадьбы – бюст-памятник Федору Тютчеву; справа: портрет Федора Тютчева работы С.Александровского (1876) ©РИА Новости. Маклакова Юлия

В окрестностях Армянского переулка ещё с XVI века проживали и иностранные послы, и русские дипломаты, чуть позже - с конца XVIII века - здесь стали селиться известные деятели русской культуры. Доподлинно известно, что в доме Тютчевых бывали Жуковский, Мерзляков, братья Тургеневы. На близлежащих улицах проживали Карамзин, дипломат и писатель Иван Муравьёв-Апостол - отец трех декабристов, и многие другие. Такое окружение и сформировало молодого Тютчева, который выбрал профессиональную дипломатическую карьеру, но большинству известен как автор строк:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить

Мещанская слобода
Карта Мещанской слободы ©РИА Новости
Мещанская слобода

Белорусы появились в Москве, можно сказать, божьим промыслом. В XVI веке они приезжали в Белокаменную с земель Речи Посполитой, где их как православных христиан стали притеснять в конфессиональном плане.

Историки отмечают, что из Москвы направлялись целые делегации, которые приглашали белорусов переселиться в столицу. Московское княжество было заинтересовано в единоверцах, которые к тому же славились как хорошие мастера. Инициативу поддержало и духовенство в лице патриарха Никона, поскольку не хватало умельцев для постройки новых Иверского и Новоиерусалимского монастырей.

Специально для переселенцев была выделена территория на севере Москвы, за Сретенскими воротами Земляного города. Поселение стало именоваться Мещанской слободой: от польского слова mieszczanie («месчане», т.е. горожане)

При этом ехали в слободу не только белорусы, но и поляки и представители других славянских народов. Уже при Екатерине II слово «мещане» перестало обозначать выходцев из земель Речи Посполитой, а стало названием сословия.

В планировке Москвы до сих пор остались следы этой слободы: несколько длинных, идущих параллельно одна за другой улиц, до недавнего времени называвшихся Мещанскими.

Главная улица бывшей слободы, 1-я Мещанская, в 1957 году в связи с проходившим тогда в Москве Всемирным фестивалем молодёжи была переименована в проспект Мира (после 1917 года она короткое время называлась 1-й Гражданской); 2-я Мещанская в 1966 году стала улицей Гиляровского, 3-я - в 1962 году - улицей Щепкина, а 4-я сохранила своё имя, превратившись в 1966 году просто в Мещанскую улицу.

Неудивительно, что именно 1-я Мещанская стала главной улицей всей слободы - ведь эта улица существовала и раньше: здесь проходила одна из главных сухопутных дорог, соединявшая центры нескольких княжеств - Москву, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль. По улице тянулись обозы купцов, сновали экипажи, брели богомольцы

Сама улица долгое время была относительно спокойной, с неширокими тротуарами и небольшими домиками, окружёнными палисадниками, где росли деревья и кусты сирени. В начале ХХ столетия на 1-й Мещанской стали появляться большие дома и магазины. Но наибольшие перемены наступили в конце 1930-х годов: улица стала парадным подъездом к сельскохозяйственной выставке, и потребовалось соответствующее оформление.

В XVIII веке в начале 1-й Мещанской, с её левой стороны, располагалось несколько больших и богатых усадеб, от которых ещё кое-что осталось. Так, во дворе дома 3, выстроенного по проекту академика архитектуры Загорского в 1893 году, можно увидеть трёхэтажный дом с остатками классического декора. В конце XVII века тут была усадьба богатого купца Матвея Евреинова.

Слева и справа вверху: начало улицы Проспект Мира, доходный дом купца Камзолкина (был построен в 1885 году на основе городской усадьбы XVIII века); справа внизу: фрагмента старой постройки во дворе дома купца КамзолкинаСлева и справа вверху: начало улицы Проспект Мира, доходный дом купца Камзолкина (был построен в 1885 году на основе городской усадьбы XVIII века); справа внизу: фрагмента старой постройки во дворе дома купца КамзолкинаСлева и справа вверху: начало улицы Проспект Мира, доходный дом купца Камзолкина (был построен в 1885 году на основе городской усадьбы XVIII века); справа внизу: фрагмента старой постройки во дворе дома купца Камзолкина
Слева и справа вверху: начало улицы Проспект Мира, доходный дом купца Камзолкина (был построен в 1885 году на основе городской усадьбы XVIII века); справа внизу: фрагмента старой постройки во дворе дома купца Камзолкина ©РИА Новости. Маклакова Юлия
Маросейка

Украинцы, переселявшиеся в Москву, избрали для своего проживания улицу Маросейку. Эта улица, часть древней Покровской улицы (Покровки), получила своё название в XVII веке по Малороссийскому подворью (с искажением Малоросейка - Маросейка), которое находилось на углу Маросейки и Большого Златоустинского переулка, на месте нынешних домов 9 и 11. Подворье было перевалочным пунктом, а заодно местом ночлега и отдыха для всех тех, кто приезжал в Москву из Малороссии. В основном это были купцы, посольский люд, представители духовенства.

В XV-XVI веках на Покровке располагались царские сады; «царская дорога» по Маросейке в Преображенское и Измайлово привлекала знать. Неудивительно, что по тем временам этот район был одним из элитных.

В XVII веке из 83 домов, располагавшихся на Маросейке, 62 принадлежали представителям боярских семей

Маросейка приглянулась и иностранцам, но духовенство рассудило, что чужакам тут не место, и в 1643 году появился указ, запрещавший скупку дворов иностранцами и закрывший ропаты - лютеранские молитвенные дома. А по Соборному уложению царя Алексея Михайловича всех европейцев и вовсе начали выселять из города - в Немецкую слободу. Иностранцы вновь вернулись на Маросейку только во времена проевропейских реформ Петра.

После большого пожара 1812 года, когда полностью выгорела южная сторона улицы Маросейки, выкупать сгоревшие дома и перестраивать их по своему вкусу стали различные купцы. Например, в известном доме Румянцевых новый хозяин купец Каулин уничтожил богатую роспись интерьеров, а уже купцы Грачёвы вообще перестроили его под торговое подворье. На Маросейке проживал Иван Мазепа, который был одним из ближайших соратников царя Петра I, а затем тайно перешёл на сторону противника Российского государства в Северной войне - шведского короля Карла XII. За измену присяге предан гражданской казни с лишением титулов и наград. Жил здесь и ближний боярин царя Алексея Михайловича Артамон Матвеев (нынешний Армянский переулок именно в его честь одно время назывался Артамоновым).

В советское время, с 1954 года, улица носила имя Богдана Хмельницкого. Лишь в 1990 году Маросейке вернули её прежнее название

Любопытно, что московскими властями несколько раз предполагалось строительство станции метро «Маросейка». Первый раз идея возникла в 1930-х годах, но после принятия генплана Москвы 1935 года её отложили в долгий ящик. Второй раз о метро заговорили в конце 1970-х: «Маросейкой» хотели связать оранжевую, синюю и фиолетовую ветки. В марте 2008 года представители столичного департамента транспорта заявили, что осуществление такого проекта ранее 2020 года не ожидается.

О месте проживания в столице украинцев («хохлов», в старом московском наречии) напоминает и извивающийся недалеко от Маросейки Хохловский переулок.

Маросейка
Карта Маросейки ©РИА Новости
Крымский вал

Крымский двор с посольством Крымского хана в XVII-XVIII столетиях стоял на берегу Москвы-реки чуть западнее Татарской слободы и Ордынки, подле Земляного вала. Непосредственно сама улица Крымский Вал возникла относительно поздно, в 1820-х годах, после сноса границ Земляного города. Вплоть до конца XIX века в этой местности почти не было застройки из-за весенних половодий.

Красивыми домами и известными жителями улица похвастаться тогда не могла. Зато тут располагалась одна из крупнейших и известнейших в Москве свалок. Кроме того, улица была известна своими банями, попариться и помыться сюда съезжались зажиточные москвичи со всего города. Пар костей не ломит, да и цены тут, несмотря на первоклассный по тем временам сервис, старались не заламывать. С конца XVIII века через Москву-реку здесь был проложен деревянный мост.

В 1873 году на его месте построили металлический Крымский мост, который в 1938 году был заменён новым, существующим по сей день

Крымский вал вместе с обитателями были невольными, но активными участниками всех российских революций. Во время первой русской революции улица была перегорожена баррикадами. Во время Октябрьской революции 1917 года на Крымском валу находились позиции красноармейцев, защищавших подступы к Замоскворечью.

В советское время улица была реконструирована. В 1923 году на месте многовековых свалок организовали Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку, которую позже, в 1928 году, сменил Парк культуры имени Горького - сегодня одно из самых модных и популярных мест отдыха в Москве.

Слева: Центральный дом художника (ЦДХ), филиал Третьяковской галереи на Крымском валу; справа сверху: главный вход в Центральный парк культуры и отдыха имени М.Горького; справа внизу: центральный вход в парк скульптур «Музеон»Слева: Центральный дом художника (ЦДХ), филиал Третьяковской галереи на Крымском валу; справа сверху: главный вход в Центральный парк культуры и отдыха имени М.Горького; справа внизу: центральный вход в парк скульптур «Музеон»Справа: Центральный дом художника (ЦДХ), филиал Третьяковской галереи на Крымском валу; слева сверху: главный вход в Центральный парк культуры и отдыха имени М.Горького; слева внизу: центральный вход в парк скульптур «Музеон»
Справа: Центральный дом художника (ЦДХ), филиал Третьяковской галереи на Крымском валу; слева сверху: главный вход в Центральный парк культуры и отдыха имени М.Горького; слева внизу: центральный вход в парк скульптур «Музеон» ©РИА Новости. Маклакова Юлия

На Крымском валу есть и пристанище муз. Напротив Парка Горького в 1970-х годах было возведено здание, в котором разместились экспозиции Третьяковской галереи, а также Центральный дом художника с выставочными залами.

Неподалеку находится парк искусств «Музеон» - крупнейший музей скульптуры под открытым небом в России, где экспонируются в том числе и памятники, убранные с улиц Москвы в начале 1990-х годов. Вся существующая вдоль улицы застройка относится к советскому времени.

Крымский вал
Карта Крымского вала ©РИА Новости
Грузинская слобода

Грузины потянулись в Москву в XVIII веке. Ехали не от хорошей жизни, страна была захвачена турками, а в Москве всегда были рады единоверцам, да и работы в городе хватало на всех. В 1729 году земли, где впоследствии образовалась Грузинская слобода, достались грузинскому царю Вахтангу VI в качестве подарка.

Изначально царь поселился в районе Мясницкой улицы, но из-за большого числа царской свиты (более 3 тыс.) было трудно там разместиться. И по указу Верховного тайного совета 19 декабря 1729 года «велено оному Грузинскому царю Вахтангу двор на Пресне и с садом отдать».

При императоре Петре II для развития Грузинской слободы было выделено 10 тыс. рублей, после чего новые москвичи, старавшиеся воссоздать родину в миниатюре, построили здесь Грузинский дворец.

Грузинская слобода росла и расширялась, и к 1779 году в ней насчитывалось 73 двора грузин и 24 - русских и армян. Тон в слободе задавала знаменитая династия Багратионов

В 1812 году слобода почти не пострадала от пожара. В середине XVIII века её территория перешла к князьям Одоевским. Тогда Грузинская слобода и прекратила своё существование.

Сегодня признаки грузинского в этом престижном районе остались в основном в названиях: Большая и Малая Грузинские улицы, Грузинский Вал, Грузинский переулок, Грузинская площадь.

Есть и другие напоминания о прежнем компактном проживании грузин. В 1983 году в районе бывшей грузинской слободы, на Тишинской площади, был открыт памятник в честь 200-летия подписания Георгиевского трактата - договора между Российской империей и объединённым грузинским царством Картли-Кахети о переходе Грузии под протекторат России. Монумент с названием «Дружба навеки» - это огромная 42-метровая колонна, составленная из букв грузинского и русского алфавитов, которые образуют слова «Мир», «Труд», «Единство», «Братство».

Слева: храм Георгия Победоносца в Грузинах, духовный центр грузинской диаспоры в Москве; справа вверху: католический Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии; справа внизу: Биологический музей К.А.ТимирязеваСлева: храм Георгия Победоносца в Грузинах, духовный центр грузинской диаспоры в Москве; справа вверху: католический Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии; справа внизу: Биологический музей К.А.ТимирязеваСправа: храм Георгия Победоносца в Грузинах, духовный центр грузинской диаспоры в Москве; слева вверху: католический Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии; слева внизу: Биологический музей К.А.Тимирязева
Справа: храм Георгия Победоносца в Грузинах, духовный центр грузинской диаспоры в Москве; слева вверху: католический Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии; слева внизу: Биологический музей К.А.Тимирязева ©РИА Новости. Маклакова Юлия

Ещё одно культовое для столичных грузин место находится по соседству с зоопарком. Храм Георгия Победоносца в Грузинах, духовный центр грузинской диаспоры в Москве: на его территории слышна грузинская речь и надписи на указателях выполнены на трёх языках (русском, грузинском и английском). По словам знатоков, тут готовят лучшие в Москве хачапури по-аджарски.

Как ни странно, но на Малой Грузинской улице находится и самый большой католический храм в России - Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, а совсем неподалеку - Государственный биологический музей Тимирязева, занимающий выстроенное в новорусском стиле здание Музея русских древностей Петра Щукина.

Грузинская слобода
Грузинская слобода ©РИА Новости

Уже в советское время в новых районах Москвы улицы назывались в честь республик и городов братских народов. На юго-востоке появились Ташкентская улица и переулок, Ферганская улица и Ферганский проезд. На юге - Алма-Атинская улица, на юго-западе - Вильнюсская улица и Литовский бульвар и многие другие. Спустя несколько столетий Москва остаётся гостеприимным городом, который рад приезжим из других городов и стран.

Этот материал также доступен на аварском, азербайджанском, киргизском, крымско-татарском, таджикском, черкесском и чеченском языках.