- Какие итоги Вы бы подвели за пять лет своей работы в РКНК?

- Вы знаете, общественно-политическая деятельность - это такой род занятий, который индикаторов не имеет. Нельзя оценивать, насколько напряженная ситуация в обществе, насколько эффективно налажен межконфессиональный или межэтнический диалог, это всё достаточно относительно: сегодня в Москве полыхает, а в других регионах тихо, и наоборот. Это всё российское пространство, и нам важно, чтобы в стране было спокойно и дружелюбно. К сожалению, проблемы существуют, все мы это видим, и есть некоторые маячки, на которые мы ориентируемся.

- Что это за маячки?

- Те же события на Манежной площади. У нас есть результаты того, как сработали организованные группы с той стороны и как мы смогли дать достойный ответ на их действия. Я рад, что оказались здравые силы в нашем формирующемся многонациональном гражданском обществе, которые смогли дать адекватный ответ и не допустить того, чтобы «манежные события» возымели продолжение на той же Киевской площади.

- Вы устраняете только следствия? А ищите ли вы причины этих событий?

- Да, безусловно! Мы не можем работать только постфактум, необходима профилактика. Мы пытаемся двигаться в этом направлении: два года подряд проходит Кавказский форум российской молодежи, в том же месте, на Кавказе, и с каждым годом мы принимаем всё больше желающих посетить этот форум. Растёт число этнически русских, представителей некавказских этнических групп, желающих приехать на форум в Домбай, например представителей из Центральной России, Сибири, Урала. Это уже показатель.

На сегодняшний день сформировалась некая сеть из этнокультурных организаций, которые взаимодействуют друг с другом в том или ином направлении. Кроме того, достигнут определённый диалог с националистическими организациями. На форуме в Домбае в прошлом году были и националисты: Дмитрий Дёмушкин, Алексей Михайлов и другие. Мы сели за стол переговоров, и это был первый прецедент, когда, скажем так, две противоборствующие стороны (хотя мы и не работаем только против националистов) установили контакт.

- Что нового Вы открыли для себя в работе с националистами?

- Вы знаете, когда националист приезжает (да и не только он, любой среднестатистический россиянин, зараженный штампами и стереотипами), то он начинает разгружаться на глазах, уже на самой границе. При этом националисты не исключение: после своего визита на Кавказ они начинают смотреть на всё другими глазами и понимают, что те стереотипы, которые они носили в голове или даже в сердце, не соответствуют действительности.

Когда Дёмушкин приехал в Карачаево-Черкесскую республику, где два года проводится Домбайский форум, первое, что он сделал - позвонил в Урупский район. Уточню: там был конфликт между русскими и карачаевскими ребятами, в ходе которого русский одного карачаевца ранил, а второго убил. Это было резонансное дело, говорили о национальной подоплёке, выходила статья, которая называлась «Русский ад в Карачаево-Черкесии, или кто поможет Евгению Стригину?». В Домбае Дёмушкин позвонил русским ребятам из Урупа, и они приехали на следующий день. Затем он ко мне подошел, пожал руку и сказал, что убедился в том, что конфликт носил бытовой характер.

Зачастую до нас доходят поверхностные сведения, которые обостряют социальный конфликт, а углубляется в них далеко не каждый. Те, кто выступает против Кавказа, зачастую никогда не бывали здесь и не встречались с лицом истинного Кавказа. Нельзя не сказать, конечно, о тех деморализованных группах кавказской молодежи, после знакомства с которыми у людей складывается общее представление о Кавказе, весьма предвзятое. Но не случайно человеку дан разум свыше, а для того, чтобы он углублялся в суть проблемы, анализировал, а не довольствовался поверхностными сведениями.

- При общении с Вами складывается впечатление, что проблемами межэтнических отношений в России занимаются представители этнических кавказских групп, а не русских, будто от кавказцев идёт инициатива. С чем это связано?

- Проблема существует и стоит довольно остро. Суть в том, что русские составляют 80% населения России, по крайней мере это те люди, которые идентифицируют себя как русские. Со времен Петра I (кто-то может со мной поспорить) происходит европеизация русского народа. Это началось с насильственного сбривания бород и установления налога на традиционную русскую одежду. Насаждение западных ценностей, на мой взгляд, продолжается по сей день: внешние силы натягивают на русский народ европейскую рубашку, которая ему не к лицу. Русские создали Российскую империю и объединили народы, которые проживают на современной российской территории. Это наше общее дело, мы создали современную Россию, и теперь мы вместе должны двигаться вперед. Я уверен, что нельзя жить прошлыми обидами, а память нужно использовать, для того чтобы не наступать на те же грабли. Когда мы видим, что русскому народу навязывают эти западные ценности (хотя кто-то сопротивляется, те же националисты, например), мы хотим не просто кричать «Одумайтесь!», мы хотим сохранить себя, потому что в любом случае мы пойдем за русскими! Если 80% населения страны пойдёт в одну сторону, мы не сможем пойти в другую, поэтому сейчас нам необходимо удержать себя на этих позициях и помочь удержаться русским.

###

- Почему Вы считаете, что ваша позиция противостояния западным ценностям исключительно верная? Как же терпимое отношение друг к другу, к иному мнению?

- Что значит терпимое отношение? Мы что, терпеть друг друга должны? Нет, если мы живём все вместе, семьёй, если Россия - это наш общий дом, то нам не должно быть всё равно. Мы видим, куда ведёт это и к чему это уже привело некоторых. У русского народа очень глубокие корни и богатые традиции, культура. Русские и впитали в себя многое, и сумели поделиться своим культурным опытом с теми народами, с которыми они вместе живут. Мы призываем к тому, чтобы они чтили свою культуру, потому что есть что чтить, а не эти псевдоценности, которые сегодня насаждаются.

- Что Вы можете сказать о политике мультикультурализма, проводимой в Европе?

- Которая провалилась.

- Это другой вопрос. На Ваш взгляд, должны ли мы извлечь какие-то уроки из этого опыта?

- Мы не можем извлечь в данном случае абсолютно никаких уроков, потому что Европа по содержанию совершенно иной субъект. Нет у неё такой территории, нет у неё таких ресурсов, нет у неё таких народов, как в России, понимаете?

- То есть мы можем проигнорировать этот опыт и идти мимо?

- Нет, ну почему, мы можем учесть некоторые моменты, безусловно. Но нам нужно иметь свою, российскую, а может быть, в дальнейшем евразийскую цивилизацию, которая будет ориентирована на свои ценности. Не мы у Европы, а Европа пусть у нас учится, а мы можем задавать этот тон. Я не понимаю, почему до сих пор не обозначено волевое решение сверху. Я думаю, что идея построения евразийской цивилизации сплотит народ. Россия может быть великой или её не может быть вообще.

- Чего Вы ждёте от Владимира Путина?

- Как мне кажется, Путин во многом пересмотрел свои взгляды и за свой премьерский срок, и во время избирательного процесса. Алгоритмы его действий для меня являются сигналом того, что он готов к переменам и начнёт предпринимать что-то новое.

- Например?

- Например, он выстраивает национальную политику, об этом было заявлено. Если Дмитрий Медведев говорил, что не будет никакого органа, курирующего национальную политику, то Владимир Путин в предвыборный период заявил о создании Совета по делам национальностей при Президенте РФ. Это решение! Я не знаю, насколько это решение самого вопроса, но это инициатива, и лично я одобряю её. Недавно был часовой эфир на федеральном канале, репортаж из мечети Грозного, где проходили чтения Корана - это правильно! Мы вместе живём, в одной стране! Подрастающее поколение должно знать об этом, потому что молодые люди растут сейчас без понимания того, что рядом живут представители других религий, национальностей. Они видят по телевизору лишь то, как «злой чечен ползет на берег», они видят только негатив.

- Какие планы на ближайшее время у РКНК?

- Недавно реализовали проект, называется «Как живется русским на Кавказе», в рамках которого мы совершили поезду во все кавказские республики. Основной целью было показать, что вытеснение русских с Кавказа - это неправда. Да, происходит отток русских, это факт, но в такой же мере происходит отток местного населения. Русские, когда-то приехавшие на заводы, фабрики, начали уезжать из-за разрухи в другие регионы, туда, где есть деньги, потому что их с этой землёй ничего не связывает, их корни в другом месте, а перед кавказской землёй у них нет обязательств. Вообще традиционно русские свободнее перемещаются по России. Русский везде свой в России, в том числе и на Кавказе. Существует программа по привлечению и возврату русских на Кавказ в Дагестане, Ингушетии и Чечне. Кавказец в свою очередь не везде свой - это факт. На наш взгляд, это не совсем правильно.

Домбай опять же - готовимся к июльскому форуму. Кроме этого у нас запланировано еще несколько мероприятий, одно из них, поделюсь, будет иметь некое провокационное название: может быть, мы назовём его «Лица кавказской национальности». В рамках этого мероприятия мы покажем людям, кто такие лица «кавказской национальности», пригласив талантливых выходцев с Кавказа, которые имеют заслуги перед обществом и страной.

- То есть Вы всеми силами устанавливаете межэтнический диалог?

- Мы братья, я за созидание! Россия великая, пока находится в своих пределах. Кавказ - это ахиллесова пята России. Не станет Кавказа - не станет всей России. Отдать сегодня Кавказ значит отдать все регионы. Нельзя допустить отделения.

Только Россия может позволить мне, выходцу из Карачаево-Черкесии, поехать в другой конец евразийского материка, скажем на Камчатку, и чувствовать себя дома. Только Россия, и ни одно другое государство.

 

Беседовала Алевтина Шаркова.